Психолог советует

 ГКОУ "Сявская коррекционная

школа- интернат"

Психолог советует

 

 

 

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

 

Памятка для родителей

 

·        Выучите с ребенком все необходимые телефоны (скорой помощи, милиции, аварийной газа, МЧС, ваши рабочие телефоны, домашний, соседей).

 

·        Научите своего ребенка, что он имеет право сказать «НЕТ» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.

 

·        Научите своего ребенка сообщать вам , куда он идет, когда собирается вернуться, и звонить по телефону, если задерживается.

 

·        Старайтесь сами забирать ребенка из школы. Если за ним придет кто – то другой, то вы должны заранее предупредить учителя или воспитателя.

 

·        Убедите ребенка, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. И что нет ничего постыдного в том, если родители будут встречать его, когда он будет поздно возвращаться.

 

·        Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случается. Ребенок должен быть уверен в том, что всегда  будете любить его .

 

Климкович Е.А. «Детство без жестокости и насилия»

Минск «Красико – Принт» 2007

 

 

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И ВОСПИТАТЕЛЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКЕ И ПОСЛЕ УРОКОВ

Педагогика, строящаяся с учетом закономерностей функционирования мозга, принимает во внимание тесную связь между движением и обучением и пытается задействовать не только мозг, но и тело.

Обучение становится  более успешным, если ученики имеют достаточно возможностей двигаться .

Сам урок будет более эффективным, если в него будут включены двигательные компоненты.

 

Игра «Четыре стихии»

Игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Дети сидят на стульях за партами. По команде выполняют определенное движение руками

«Земля» - руки опущены вниз; «Вода» - дети вытягивают руки вперед; «Воздух» - дети поднимают руки вверх.

«Огонь» - дети вращают руками в лучезапястных суставах.

 

Игра «Пишущая машинка»

Игра развивает волевое (произвольное) внимание, закрепляет навыки чтения.

Каждому ребенку присваивается буква алфавита. Учитель произносит слово и пишет его на доске. Затем дети, которым присвоены буквы из данного слова хлопают в ладоши ( по одному хлопку) в той последовательности, в какой  их буквы стоят в слове. Когда все буквы «отпечатаны», все дети хлопают в ладоши.

Слова для игры:   дом, папа, мама, цирк, щелк, чаша, рама, рука, ложка, вода, бык, герб, заря, эра, я, стул.

Старайтесь подбирать слова так, чтобы каждый ребенок хотя бы раз поучаствовал в игре.

 

 

 

Игра «Запретный номер»

Игра развивает самоконтроль, самодисциплину, а также укрепляет навыки счета.

Выбирается определенная цифра, напрмер,4. Дети поочередно встают и произносят цифры по порядку. Когда очередь доходит до четвёртого, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве запретных можно выбирать сразу несколько цифр.

 

Игровой прием «Кто меня слышит…»

Если в классе возник шум ученики никак не могут угомониться, учитель может тихо произнести следующую фразу: «кто меня слышит ,поднимите правую руку».Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку. Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые ученики поднимают обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздаются хлопки, которые насторожат даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина.

 

Игра «Поработаем корректорами».

Это модификация известного диагностического и развивающего приема «Корректурная проба». Суть его заключается в том, что ребенку предлагают находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок может почувствовать, что значит быть внимательным и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует концентрации внимания и развитию самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Материалы.

Любые печатные тексты (старые, ненужные книги, газеты и пр.), карандаши и ручки. Для младших школьников нужно использовать тексты с крупным шрифтом.

Условия проведения.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2- 4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным и групповым.

 

Методический прием «Лови ошибку!»

При объяснении материала учитель намеренно допускает ошибки. Дети при этом предупреждаются Далее учитель подсказывает детям «опасные места» интонацией или жестом. При этом учитель должен научить детей реагировать на ошибки условным знаком (быстро поднять руку) и пояснить суть ошибки.

 

По материалам газеты «Школьный психолог» №21 -2008год

Приложение «Развитие мышления, внимания,  памяти саморегуляции у младших  школьников».

 

 

 

 

Для вас, родители! 

Безусловное принятие.

      Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому человеку, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

     Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я рада тебя видеть»», «Ты мне очень нравишься», «Я люблю, когда ты дома» и прочие.

     Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия  нужно не менее восьми объятий в день!

    Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно – психические заболевания.

    Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим, то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, если не перестанешь …(слушаться, помогать по дому и пр.)»

   Если вслушаться в эти слова, то  ребенку прямо диктуется определенное условие, за что его любят (или будут любить).

Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры, Такое отношение внедряется и в сознание детей. Что же значит безусловно принимать своего ребенка?

Безусловно принимать ребенка -

значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и так далее,

а просто так, просто за то, что он есть!

 

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»

 

Психолог советует

Практические рекомендации по снижению агрессии.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

   В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

*       полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ  прекращения нежелательного поведения;

*       выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

*       переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

*       позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

    После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

  Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

   Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

*       констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

*       констатирующий вопрос ("ты злишься?");

*       раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

*       обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

*       апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

    Специалистам и родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

   Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  

4. Снижение напряжения ситуации.

   Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Для этого необходимо:

*       не повышать голос, не менять тон на угрожающий;

*       не демонстрировать власть ("Будет так, как я скажу");

*       не кричать;

*       не принимать агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

*       не использовать сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

*       не использовать негативную оценку личности ребенка, его близких или друзей;

*       не использовать физическую силу;

*       не втягивать в конфликт посторонних людей;

*       не настаивать на своей правоте;

*       не читать нотации, проповеди; 

*       не делать обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

*       не сравнивать ребенка с другими детьми - не в его пользу.

 5. Обсуждение проступка.

     Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

 

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

    Для сохранения положительной репутации целесообразно:

*       публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

*       не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

*       предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

   Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

   

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

    Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

*       нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

*       пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

*       внушение спокойствия невербальными средствами;

*       прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

*       использование юмора;

*       признание чувств ребенка.

8. Предупреждение агрессивных действий детей.

*       никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;

*       в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины;

*       если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;

*       если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”.

*       изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения:

*       подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;

*       искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

*       следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит;

*       придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

*       Комкать и рвать бумагу.

*       Бить подушку или боксерскую грушу.

*       Топать ногами.

*       Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

*       Втирать пластилин в картонку или бумагу.

*       Посчитать до десяти.

*       Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

*       Вода хорошо снимает агрессию.

Материал  использован из книги  

Урунтаевой Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

 

Дата последнего обновления страницы 19.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения